На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Портал в неведомое

6 044 подписчика

Свежие комментарии

  • Полина
    Глаза свои протрите; неужто вы считаете и по сей день, что вы одни такие в бескрайних просторах космоса? С 60 годов с...Интервью с Ласерт...
  • Юрентий Сантилимонович
    И всё же мне кажется , Казначеев главное умолчал о своём генераторе времени.Феномен омоложени...
  • Владимир Алтайцев
    👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍Луна Искусственна...

Какая гадость!

Как известно, пища изо рта попадает в желудок. Там ее радостно встречают соляная кислота и ферменты. Желудок, периодически сокращаясь, мнет и перемешивает съеденное, от чего оно превращается в жидкую кашицу. Уже в таком виде пища попадает в тонкий кишечник, где все полезное всасывается в кровь, а затем белки, жиры и углеводы с ее помощью доставляются к каждой клеточке тела.

Именно это и позволяет клеткам «жить и трудиться» на благо всего организма.


Желудочные челюсти

Примерно по такой же схеме строится и пищеварение животных. Однако бывают и серьезные различия. И панголины убедительно это демонстрируют. Панголины – ящеры, одетые в роговые щитки. Обитают эти звери в Африке, Индии и Индонезии, питаются по большей части муравьями и термитами. Стоит ящеру найти муравейник, как он непременно засунет в него свой длинный язык, подождет, когда на него усядется как можно больше насекомых и… отправляет их в рот. Но во рту у панголина зубов нет. Зубы у этого млекопитающего, причем весьма острые, находятся… в желудке. Именно этими «желудочными» зубами панголин и перетирает муравьев, готовя из них пюре. Бывало, он уже давно спит, а зубы все работают – дожевывают обед.


Каменный деликатес

Как известно, у птиц во рту зубов тоже нет – корм «пережевывает» ороговевшая стенка желудка. Ученые как-то проверили, как скоро птички «смелют» твердые орешки вместе со скорлупой. Оказалось, что всего за несколько часов усилиями своего «твердого» желудка индюк превратил грецкие орехи в муку. Того же индюка заставили глотать железные трубки, выдерживающие давление в полтонны. После индюшачьей «обработки» трубки сплющились в железные пластины!
Стальные иглы и острые стекла, проглоченные курами, в их желудках очень быстро становятся тупыми и не причиняют птицам никакого вреда! Более того, все пернатые так и норовят наглотаться камешков, у иных треть желудка ими набита. Дело в том, что камни помогают им перетирать твердую пищу – зерна, например.


Впрочем, не только птицы предпочитают на завтрак камешки, крокодилы тоже не упускают случая полакомиться этим деликатесом. Правда, им подавай камни побольше. Как выяснилось, они требуются не только для перетирания пищи в желудке – таким образом рептилия еще и с чувством голода борется. Проглотит камушек побольше, а желудок и рад стараться – давай его переваривать, притупляя зверский голод. Но и это не все! Крокодил не может обходиться без балласта – проглоченные камни с успехом справляются с этой ролью. Без них же зубастому хищнику ничего не стоит перевернуться кверху брюхом и захлебнуться.


Кошмар агента 007

Знаете, кто самый изощренный и беспощадный хищник на Земле? Нет, не медведь, не лев и даже не крокодил. Это морская звезда. У нее головы совсем нет, зато есть щупальца в количестве пяти штук, есть пять глаз, один большой желудок и дурные наклонности. Перебирая ножками по дну, звезда натыкается на ракушку и тут же отправляет ее целиком в рот. Если жертва в рот не влезает, звезда поступает иначе: обнимает створки раковины своими лучами и начинает тянуть их в разные стороны. Тянет и тянет – десять минут, полчаса – все равно спешить некуда. Мышцы устрицы от этого очень устают – ведь им приходится удерживать створки с непривычным напряжением, а потому их сопротивление постепенно ослабевает и створки открываются. И тут морская звезда высовывает через рот желудок, выворачивая его наизнанку, и накрывает им как одеялом незадачливого моллюска. Через некоторое время от него остаются лишь две половинки блестящей раковины. Что ж, посуда любит чистоту.

Свой желудок, словно сеть, морские звезды иногда набрасывают и на проплывающих мимо рыб. Вот ведь как приспособились!

Кстати, в одном из фильмов о Джеймсе Бонде супершпиона как-то кинули связанным на съедение морским звездам. Это отнюдь не кинематографический перегиб! Они и в самом деле могут съесть человека.


Живая колбаса

Пятипалый свистун – лягушка, обитающая в тропических лесах Южной Америки, не принадлежит к вегетарианцам. Мыши, летучие мыши, ящерицы и птицы – ее обычное меню, а змеи – так и вовсе любимое блюдо. Американский зоолог Кеннет Винтон однажды наблюдал такую сцену. В клетку к свистуну подсадили змею в полтора метра длиной. И что бы вы думали? Свистун сожрал ее! Он молниеносно захлестнул голову змеи своим липким языком и втянул себе в пасть. Змея колотила хвостом и обвивала лягушку кольцами, но все напрасно – она просто задохнулась у нее в желудке! По мере того как голова и передняя часть тела змеи переваривались, свистун заглатывал новые сантиметры полутораметровой колбасы. При этом он сладко жмурился, всем своим видом выказывая огромное удовольствие.


Десять кровожадных кусочков

На свете полным-полно и кровожадных червей. Например, планарии. Эти пестрые ленты только и делают, что выслеживают улиток, дождевых червей или еще что-нибудь, чем можно поживиться. Обнаружив червя или улитку, планария-терриколя крепко обнимает ее, предварительно обрызгав кишечным соком, и… процесс пищеварения пошел. Все самое ценное планарии всасывают прямо через кожу, от жертв остается одна шкурка или раковина, которые планария тщательно вылизывает. Ну а когда никакой «закуски» обнаружить не удается, червь утоляет голод, поглощая самого себя. Начинается самоедство с половых органов, затем в жертву приносятся кишечник и мышцы. Но никогда, даже когда очень хочется кушать, планария не ест свой мозг и нервы – знает, наверное, что нервные клетки не восстанавливаются! При этом червь становится маленький-маленький, но тут же вырастает вновь, если ему удастся хоть раз за полгода перекусить кем-то…

А вот когда кто-то вознамерится съесть саму планарию, вынести этого она не может, а потому разрывает саму себя на 10-12 кусочков. Уже через несколько часов каждый из кусочков превращается в нормальную планарию, разве что размером поменьше, у которой есть все: глазки, ротик и желудок. Был один хищник – стало десять!


Членистоногий садист

Интересно, а как едят пауки? А вот как. Опутав свою добычу паутиной, чтобы та не улетела, паук, найдя у нее удобный бочок, вонзает в него крылья-челюсти. Затем разжимает их, впуская в ранку изрядную дозу слюны и пищеварительных соков. Немного подождав, пока соки расщепят кусок плоти жертвы, он втягивает его в рот. Потом опять напускает в рану пищеварительные соки, опять ждет, и так продолжается до тех пор, пока все содержимое пустой оболочки в виде «супчика» не окажется внутри паука. Что любопытно, мучительная процедура «внутреннего» переваривания происходит на живых «подопытных» насекомых: сначала съедаются жир и мышцы, потом сердце и голова. Паук – изощренный садист, голова его жертвы умирает последней!


Сок всему голова!

Скорпионы – родственники пауков – действуют иначе. Они сначала вырывают куски из тела добычи, набивая ими свой вместительный рот, а затем ждут, когда пища переварится в нем под действием натекшего сока и только потом переправляют размягчившуюся кашицу себе в кишки.

Личинки пауков-плавунцов тоже весьма хитрые и прожорливые бестии. Они впиваются острыми, как ятаганы, челюстями в проплывающих мимо карасей и головастиков, и обедают на ходу: впрыскивают им под кожу пищеварительные соки, а затем выкачивают из-под нее переварившиеся мышцы и органы жертвы.


Один за всех и все за одного

А внутри термитов, пчел, ос, тараканов, муравьев и других общественных насекомых заключен целый мир одноклеточных тружеников, которые по своей массе составляют иной раз половину насекомого. Комфортно разместившись в кишечнике, вся эта гвардия денно и нощно трудится над расщеплением бумаги, кусочков дерева, грибов, кусков хитиновых покровов, остатков органики – в общем, всего того, что попадает в рот насекомым. Однако пищеварение у общественных насекомых коллективное, а потому в одиночестве долго не протянет ни один муравей или термит. Чтобы не умереть и довести процесс коллективного пищеварения до конца, требуется, по меньшей мере, 40 особей. Дело в том, что насекомые отрыгивают друг другу изо рта в рот не совсем переваренную еду. Только в результате этих действий вкупе с непрерывной работой бактерий кишечника каждого из 40 усатых экземпляров, изначально съеденное, наконец, сможет перевариться и усвоиться. Так что девиз – «один за всех и все за одного» – у общественных насекомых имеет вполне практическое значение.

Сергей БОРОДИН

http://www.oracle-today.ru/articles/78611/

наверх